Демократизация российской культуры задает вектор профессионального сознания архитектора, обладает мощным энергетическим посылом, направляющим национальные традиции в новые каналы творчества. Поиск свежих стилевых решений «демократической» архитектуры демонстрирует реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала в Москве, реализованная по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева.
Ярославский вокзал — одни из напряженных «ворот» столицы, обслуживающих гигантский пассажиропоток. На Ярославский вокзал прибывают поезда пригородного (в том числе первой скоростной линии в России: Москва — Мытищи), дальнего и международного сообщения. От Ярославского вокзала берут свое начало стальные магистрали до Ярославля, Вологды, Костромы, Архангельска, Сыктывкара, Владимира, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, а также самая протяженная (9000 км!) Транссибирская железная дорога, проложенная через Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск,
История Ярославского вокзала восходит к 1862 году, к открытию регулярного железнодорожного движения между Москвой и Сергиевым Посадом, устроенного по маршруту паломничества к святым местам —
«П-образное» в плане здание «обнимало» железнодорожные пути, подходившие к самому вестибюлю вокзала. Правое крыло двухэтажного корпуса нависало над одним из перронов, поддерживаемое рядом необыкновенно толстых, будто раздавленных покоящейся на них тяжестью, столбов работы архитектора Л.Н. Кекушева, замечательного рисовальщика и стилиста эпохи модерна, много работавшего в области декоративно-прикладного искусства. В ходе последующих реконструкций железнодорожные пути отодвигались все дальше, высвобождаемые площади застраивались новыми помещениями, так в главном зале ожидания оказалась колоннада, вызывающая обоснованное любопытство у многих поколений пассажиров. Частичная реконструкция вокзала продолжилась в 30-е годы. В послевоенные 46−47 годы общественные интерьеры здания спроектировал архитектор А.Н. Душкин — автор знаменитых станций московского метрополитена «Кропоткинской» и «Маяковской». В 1965—1966 годах по проекту архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина площадь между двумя крылами здания была застроена двухэтажным залом ожидания, перекрытым тремя секциями железобетонных куполов парусного типа, тыл вокзала со стороны перронов образовала стеклянная стена.
Памятник архитектуры начала XX века, здание Ярославского вокзала унаследовало богатые в архитектурном отношении стилевые пласты, косвенно выражающие смысловой и эмоциональный накал в искусстве в канун революционных преобразований и социалистического строительства. И ныне, с одних позиций, Ярославский вокзал
— это источник
Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала осуществлена по плану комплексных мероприятий, приуроченных к 100-летнему юбилею постройки Ф.О. Шехтеля. Заказчик проекта
— Московская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») — в ходе инициированных работ продемонстрировал тактику бережного и щепетильного отношения к историческому наследию. На первом этапе реконструкции, начавшемся в конце 2002 года, был проведен капитальный ремонт здания: обновлена крыша, штукатурка и декоративная лепнина, цветовое решение фасадов было выполнено в бежевых и белых тонах, смонтирована новая неоновая надпись и ночная подсветка; предусмотрено замощение перронов тротуарной плиткой, оборудование их свегопрозрачными навесами из поликарбоната, защитными ограждениями и светильниками; налажены системы громкоговорящей связи и видеонаблюдения; выполнен ремонт тоннеля к Ленинградскому вокзалу и метро, сопровождавшийся устройством подогрева гранитных ступеней, гарантирующим отсутствие наледи зимой. Внутри здания были отремонтированы вокзальные туалеты. Пять залов ожидания на первом и втором этажах не требовали реконструктивного вмешательства, так как подвергались ремонту менее чем 10 лет назад. По замыслу заказчика кардинальные преобразования должны были затронуть два цен: тральных зала ожидания на первом и втором этажах, исходя из современных эстетических принципов, требований технологичности, комфорта и сервисного обслуживания пассажиров.
В основу архитектурного решения залов ожидания Ярославского вокзала положен прием максимального повышения информативности пространства — формирования четких функциональных и визуальных связей с использованием цветовых и световых акцентов. Функционально реконструируемое пространство поделено на две зоны: коммуникационную и зону залов ожидания. Богатая архитектоника и живописный колорит коммуникационной зоны (корреспондирующейся в плане с бывшим вокзальным перроном, включающим отреставрированную колоннаду, фасад западной стены, кессонированный потолок) приобретает особый динамизм на фоне лапидарно монохромных форм залов ожидания,
Архитекторы мастерски используют и прием визуального расширения пространства в виде значительных по площади стеклянных и бликующих поверхностей: это и огромные витражи, облицовка пола и стен полированными плитами из натурального гранита, многочисленные включения из нержавеющей стали, это и усиление освещенности, снимающее давление вышележащих перекрытий. Суть подобного расширения пространства — придание особых информационно-эмоциональных качеств архитектурной среде: ощущение простора, света, чистоты, свежего воздуха, взаимосвязи интерьера с внешним окружением. Эмоциональной комфортности пассажиров способствуют система информационных табло и специальных указателей. По эскизам архитекторов выполнена и масштабная транспортная схема, распределяющая все возможные пункты назначения поездов по семи часовым поясам.
Рассчитанные на круглосуточное обслуживание пассажиров, залы ожидания обустроены площадками вокзального кафе, книжного киоска; реконструированные своды второго этажа обладают великолепной акустикой, по возобновленной с 1904 года традиции здесь ежедневно звучит живая классическая музыка, исполняемая на старинном рояле J.Becker. О интегрированности реконструированных площадей в современную жизнь города свидетельствует и проведение крупных зрелищных акций, как, например дефиле бельгийской моды Ann Demeulemeester в рамках международного «фестиваля AlboMODA-2005.
Высокая культура проектных работ, выразительное дизайнерское решение, гармонично увязанное как с историческим наследием, так и с выделенным бюджетом, были заслуженно: оценены заказчиком. В 2003 году по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева была выполнена реконструкция станции «Лось», а также разработана проектная документация на реконструкцию целого ряда железнодорожных станций Ярославского направления МЖД; в ближайших перспективах заказчика и реализация реконструкции внешнего павильона Ярославского вокзала по проекту АБТБ.
Несущие и ограждающие конструкции
Важнейшим этапом разработки проекта реконструкции стало проведение инженерных изысканий, диагностика деформаций и оценка технического состояния несущих и ограждающих конструкций залов ожидания вокзала. В ходе изысканий были расшиты несущие стены старого вокзала, определены технические способы их укрепления и степень возможного инженерного вмешательства в сложившуюся конструктивную схему. Зондажные исследования позволили выявить и закрепить наиболее ценные элементы, подлежащие сохранению: цвета и фактуры окрасок, элементы отделки, профилировка штукатурных тяг, остатки лепнины и других деталей. Неожиданной находкой явились четыре вскрытые колонны, замурованные в толще стены пригородных касс. Архитекторы посчитали целесообразным включить в проект реконструкции отреставрированные фрагменты исторических фасадов.
В основе планировочного решения двухэтажных залов ожидания лежит железобетонный каркас с сеткой колонн 6 м х 6 м и 6 м х 18 м. В ходе реконструкции был значительно увеличен эскалаторный проем в межэтажном перекрытии до размера 7900 мм х 22870 мм в свету. Замене подверглись витражи и двери входных групп с тыльной (северной и восточной) стороны вокзала, при этом характерный рисунок переплетов был сохранен. Были заменены витражи в фонарях парусных сводов. На первом этаже вокзала витражом были отделены помещения пригородных касс; заполнение витража — матовое
По авторским чертежам выполнены вентиляционные решетки габаритов 840 мм х 840 мм и 860 мм х 1240 мм. Архитекторами бюро было разработано ограждение проема высотой 1100 мм, состоящее из типовых секций пролетом в осях 1525 мм и 1580 мм; конструкция ограждения решена в виде пространственной структуры, состоит из парных дублирующих горизонтальных перил и вертикальных стоек — дугообразных и полуизогнутых — изготовленных из трубы 40 мм, соединенных между собой ребрами жесткости
— стальными штырями; заполнение ограждения
— изогнутое закаленное прозрачное стекло толщиной 8 мм. В качестве защиты стекла в нижнем поясе ограждения выполнена подножка, жестко закрепленная по двум точкам к вертикальным стойкам и двум точкам к плите перекрытия.
Технологии внутренней отделки
Проект восстановления исторических фрагментов фасадов был выполнен при участии Центра
Для отделки полов реконструируемых площадей использовались полированные гранитные плиты нескольких оттенков: белого, серого, черного (в залах ожидания), охристого (в коммуникативной зоне). Облицовка стен выполнена в три уровня, включает: плинтус и высокий цоколь (до 1,5 м) из черного гранита, среднюю часть (полоса шириной 1 м) из серого гранита, верхнее поле стены из гранитных плит белого, серого и охристого оттенков. Потолки гипсокартонные подвесные. Железобетонные несущие колонны первого этажа квадратного сечения в плане «одеты» высоким цилиндрическим цоколем из нержавеющего шлифованного стального листа, опоясаны металлическим поручнем и подножкой; тело колонны выполнено из матового белого поликарбоната, закрепленного в обойме из металлической полосы шириной 50 мм и толщиной 3 мм; декоративные вертикальные элементы обоймы завершены в форме лепестка; колонна оборудована люминесцентной подсветкой. Несущие железобетонные колонны второго этажа облицованы гранитом; капители колонн, раскрепованные к верху, выполнены из гипсокартона, окрашены в два слоя белой краской. Железобетонные парусные своды очищены, оштукатурены, окрашены белой краской. Подвесные потолки выполнены из гипсокартона, окрашены белой краской, оборудованы встроенной подсветкой. Рисунок встроенного потолочного освещения корреспондируется с планом расстановки посадочных мест в зале ожидания. По чертежам архитекторов выполнено оборудование буфета (перегородка, барная стойка), решетки
Инженерное оборудование
В ходе реконструктивных мероприятий были заменены все коммуникации: канализация, водоснабжение, электрика. Вдоль фронта наружного остекления предусмотрена встроенная система отопления. В залах ожидания использована принудительная вентиляции. Реконструируемые площади оснащены современной системой видеонаблюдения, звукового оповещения, пожарной сигнализации. Связь между залами ожидания осуществляется посредством двух поэтажных эскалаторов производства ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург), являющегося наследником и продолжателем традиций ПО «Эскалатор» (Ленинград). Надежные, проверенные временем отечественные эскалаторы «ЛАТРЭС» рассчитаны на повышенные нагрузки и значительные пассажиропотоки.