Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала в Москве

Демократизация российской культуры задает век­тор профессионального сознания архитектора, обладает мощным энергетическим посылом, направляющим национальные традиции в новые каналы творчества. Поиск свежих стилевых реше­ний «демократической» архитектуры демонстри­рует реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала в Москве, реализованная по проекту архи­тектурного бюро Тимура Башкаева.

 

Ярославский вокзал — одни из напряженных «ворот» столицы, обслуживающих гигантский пас­сажиропоток. На Ярославский вокзал прибывают поезда пригородного (в том числе первой ско­ростной линии в России: Москва — Мытищи), дальнего и международного сообщения. От Яро­славского вокзала берут свое начало стальные магистрали до Ярославля, Вологды, Костромы, Архангельска, Сыктывкара, Владимира, Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга, а также самая протяженная (9000 км!) Транссибирская железная дорога, проложенная через Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Хабаровск к Владивостоку, прирастающая ветками до Улан-Батора, Пекина, Пхеньяна. Символическое зна­чение Ярославского вокзала выражает и тот факт, что между третьим и четвертым путем находится «нулевой» километр железных дорог России.

История Ярославского вокзала восходит к 1862 году, к открытию регулярного железнодорожного движения между Москвой и Сергиевым Посадом, устроенного по маршруту паломничества к свя­тым местам — в Троице-Сергиеву Лавру. У исто­ков сооружения первой русской железной дороги (без участия иностранного капитала) стоял купец И.Ф. Мамонтов, отец будущего мецената искусств Саввы Мамонтова. Первое станционное здание, возведенное по проекту петербургских архитекторов Р.И. Кузьмина и С. Шустова, из-за бур­ного развития дороги претерпевало неоднократ­ные переустройства. 19 декабря 1904 года было совершено освещение заново перестроенного и значительно расширенного здания Московского вокзала Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги работы архитектора Ф.О. Шехтеля. Решенное в стилистике ориенталисткого модерна, облик здания был навеян архитектур­ными тенденциями девятисотых годов, сочетаю­щими романтизм, воздушность и таинственность, присущие Серебряному веку, с его же исторично­стью и торжественностью, подобающими Север­ным вратам столицы.

«П-образное» в плане здание «обнимало» железнодорожные пути, подходившие к самому вестибюлю вокзала. Правое крыло двухэтажного корпуса нависало над одним из перронов, под­держиваемое рядом необыкновенно толстых, будто раздавленных покоящейся на них тяже­стью, столбов работы архитектора Л.Н. Кекушева, замечательного рисовальщика и стилиста эпохи модерна, много работавшего в области деко­ративно-прикладного искусства. В ходе после­дующих реконструкций железнодорожные пути отодвигались все дальше, высвобождаемые пло­щади застраивались новыми помещениями, так в главном зале ожидания оказалась колоннада, вызывающая обоснованное любопытство у многих поколений пассажиров. Частичная реконструкция вокзала продолжилась в 30-е годы. В послевоен­ные 46-47 годы общественные интерьеры здания спроектировал архитектор А.Н. Душкин — автор знаменитых станций московского метрополитена «Кропоткинской» и «Маяковской». В 1965-1966 годах по проекту архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина площадь между двумя крылами здания была застроена двухэтажным залом ожидания, перекрытым тремя секциями железобетонных куполов парусного типа, тыл вокзала со стороны перронов образовала стеклянная стена.

Памятник архитектуры начала XX века, здание Ярославского вокзала унаследовало богатые в архитектурном отношении стилевые пласты, кос­венно выражающие смысловой и эмоциональный накал в искусстве в канун революционных пре­образований и социалистического строительства. И ныне, с одних позиций, Ярославский вокзал

— это источник обыденно-прозаических транс­портных переживаний, с другого ракурса — гене­ратор целого комплекса символистских и мета­физических смыслов, вплоть до геополитических значений.

Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала осуществлена по плану комплексных мероприятий, приуроченных к 100-летнему юби­лею постройки Ф.О. Шехтеля. Заказчик проекта

— Московская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») — в ходе инициированных работ проде­монстрировал тактику бережного и щепетильного отношения к историческому наследию. На первом этапе реконструкции, начавшемся в конце 2002 года, был проведен капитальный ремонт здания: обновлена крыша, штукатурка и декоративная леп­нина, цветовое решение фасадов было выполнено в бежевых и белых тонах, смонтирована новая неоновая надпись и ночная подсветка; предусмот­рено замощение перронов тротуарной плиткой, оборудование их свегопрозрачными навесами из поликарбоната, защитными ограждениями и све­тильниками; налажены системы громкоговорящей связи и видеонаблюдения; выполнен ремонт тон­неля к Ленинградскому вокзалу и метро, сопрово­ждавшийся устройством подогрева гранитных сту­пеней, гарантирующим отсутствие наледи зимой. Внутри здания были отремонтированы вокзальные туалеты. Пять залов ожидания на первом и втором этажах не требовали реконструктивного вмеша­тельства, так как подвергались ремонту менее чем 10 лет назад. По замыслу заказчика кардинальные преобразования должны были затронуть два цен: тральных зала ожидания на первом и втором эта­жах, исходя из современных эстетических прин­ципов, требований технологичности, комфорта и сервисного обслуживания пассажиров.

В основу архитектурного решения залов ожида­ния Ярославского вокзала положен прием макси­мального повышения информативности простран­ства — формирования четких функциональных и визуальных связей с использованием цветовых и световых акцентов. Функционально реконструи­руемое пространство поделено на две зоны: коммуникационную и зону залов ожидания. Богатая архитектоника и живописный колорит коммуни­кационной зоны (корреспондирующейся в плане с бывшим вокзальным перроном, включающим отреставрированную колоннаду, фасад западной стены, кессонированный потолок) приобретает особый динамизм на фоне лапидарно монохром­ных форм залов ожидания, по-своему, впрочем, созвучных вычурной притягательности модерна.

Архитекторы мастерски используют и прием визуального расширения пространства в виде значительных по площади стеклянных и бликующих поверхностей: это и огромные витражи, обли­цовка пола и стен полированными плитами из натурального гранита, многочисленные включения из нержавеющей стали, это и усиление освещен­ности, снимающее давление вышележащих пере­крытий. Суть подобного расширения пространства — придание особых информационно-эмоциональ­ных качеств архитектурной среде: ощущение про­стора, света, чистоты, свежего воздуха, взаимо­связи интерьера с внешним окружением. Эмоцио­нальной комфортности пассажиров способствуют система информационных табло и специальных указателей. По эскизам архитекторов выполнена и масштабная транспортная схема, распределяю­щая все возможные пункты назначения поездов по семи часовым поясам.

Рассчитанные на круглосуточное обслуживание пассажиров, залы ожидания обустроены площад­ками вокзального кафе, книжного киоска; рекон­струированные своды второго этажа обладают великолепной акустикой, по возобновленной с 1904 года традиции здесь ежедневно звучит живая классическая музыка, исполняемая на старинном рояле J.Becker. О интегрированности реконструи­рованных площадей в современную жизнь города свидетельствует и проведение крупных зрелищ­ных акций, как, например дефиле бельгийской моды Ann Demeulemeester в рамках международ­ного "фестиваля AlboMODA-2005.

Высокая культура проектных работ, выразитель­ное дизайнерское решение, гармонично увязанное как с историческим наследием, так и с выделенным бюджетом, были заслуженно: оценены заказчи­ком. В 2003 году по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева была выполнена реконструкция станции «Лось», а также разработана проектная документация на реконструкцию целого ряда железнодорожных станций Ярославского направ­ления МЖД; в ближайших перспективах заказчика и реализация реконструкции внешнего павильона Ярославского вокзала по проекту АБТБ.

 

Несущие и ограждающие конструкции

Важнейшим этапом разработки проекта реконст­рукции стало проведение инженерных изысканий, диагностика деформаций и оценка технического состояния несущих и ограждающих конструк­ций залов ожидания вокзала. В ходе изысканий были расшиты несущие стены старого вокзала, определены технические способы их укрепле­ния и степень возможного инженерного вмеша­тельства в сложившуюся конструктивную схему. Зондажные исследования позволили выявить и закрепить наиболее ценные элементы, подлежа­щие сохранению: цвета и фактуры окрасок, эле­менты отделки, профилировка штукатурных тяг, остатки лепнины и других деталей. Неожидан­ной находкой явились четыре вскрытые колонны, замурованные в толще стены пригородных касс. Архитекторы посчитали целесообразным вклю­чить в проект реконструкции отреставрирован­ные фрагменты исторических фасадов.

В основе планировочного решения двухэтаж­ных залов ожидания лежит железобетонный каркас с сеткой колонн 6м х 6м и 6м х 18м. В ходе реконструкции был значительно увеличен эскалаторный проем в межэтажном перекры­тии до размера 7900 мм х 22870 мм в свету. Замене подверглись витражи и двери входных групп с тыльной (северной и восточной) стороны вокзала, при этом характерный рисунок пере­плетов был сохранен. Были заменены витражи в фонарях парусных сводов. На первом этаже вокзала витражом были отделены помещения пригородных касс; заполнение витража — мато­вое стекло-триплекс.

По авторским чертежам выполнены вен­тиляционные решетки габаритов 840 мм х 840 мм и 860 мм х 1240 мм. Архитекторами бюро было разработано ограждение проема высотой 1100 мм, состоящее из типовых секций пролетом в осях 1525 мм и 1580 мм; конструкция огражде­ния решена в виде пространственной структуры, состоит из парных дублирующих горизонтальных перил и вертикальных стоек — дугообразных и полуизогнутых — изготовленных из трубы 40 мм, соединенных между собой ребрами жесткости

— стальными штырями; заполнение ограждения

— изогнутое закаленное прозрачное стекло тол­щиной 8 мм. В качестве защиты стекла в нижнем поясе ограждения выполнена подножка, жестко закрепленная по двум точкам к вертикальным стойкам и двум точкам к плите перекрытия.

 

Технологии внутренней отделки

Проект восстановления исторических фрагмен­тов фасадов был выполнен при участии Центра историко-градостроительных исследований. Перед финишной окраской каменные стены были очищены, швы и трещины обработаны фасадным акрилово-латексным герметиком MAKROSIL WA430. Для окраски исторических фрагментов использовались известково-содержащие материалы Linea Centri Storici (Декор-центр OIKOS), хорошо совместимые со старинной пористой основой каменной кладки. Реставрированные колонны максимально при­ближены к прототипам: ствол колонны облицо­ван черным лабрадоритом, капители изготов­лены по рисункам архитекторов по технологии «АрхиКамень», переход от капители к полуцир­кульной аркаде осуществлен через кубическую гранитную плиту розоватого оттенка, хранящую следы естественной натуры.

Для отделки полов реконструируемых пло­щадей использовались полированные гранит­ные плиты нескольких оттенков: белого, серого, черного (в залах ожидания), охристого (в ком­муникативной зоне). Облицовка стен выполнена в три уровня, включает: плинтус и высокий цоколь (до 1,5 м) из черного гранита, среднюю часть (полоса шириной 1 м) из серого гра­нита, верхнее поле стены из гранитных плит белого, серого и охристого оттенков. Потолки гипсокартонные подвесные. Железобетонные несущие колонны первого этажа квадратного сечения в плане «одеты» высоким цилиндри­ческим цоколем из нержавеющего шлифован­ного стального листа,опоясаны металлическим поручнем и подножкой; тело колонны выпол­нено из матового белого поликарбоната, закре­пленного в обойме из металлической полосы шириной 50 мм и толщиной 3 мм; декоративные вертикальные элементы обоймы завершены в форме лепестка; колонна оборудована люми­несцентной подсветкой. Несущие железобе­тонные колонны второго этажа облицованы гранитом; капители колонн, раскрепованные к верху, выполнены из гипсокартона, окрашены в два слоя белой краской. Железобетонные парусные своды очищены, оштукатурены, окрашены белой краской. Подвесные потолки выполнены из гипсокартона, окрашены белой краской, оборудованы встроенной подсветкой. Рисунок встроенного потолочного освеще­ния корреспондируется с планом расстановки посадочных мест в зале ожидания. По чертежам архитекторов выполнено оборудование буфета (перегородка, барная стойка), решетки вентка-мер, светильники.

 

Инженерное оборудование

В ходе реконструктивных мероприятий были заменены все коммуникации: канализация, водоснабжение, электрика. Вдоль фронта наружного остекления предусмотрена встро­енная система отопления. В залах ожидания использована принудительная вентиляции. Реконструируемые площади оснащены совре­менной системой видеонаблюдения, звуко­вого оповещения, пожарной сигнализации. Связь между залами ожидания осуществля­ется посредством двух поэтажных эскалаторов производства ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петер­бург), являющегося наследником и продол­жателем традиций ПО «Эскалатор» (Ленин­град). Надежные, проверенные временем отечественные эскалаторы «ЛАТРЭС» рассчи­таны на повышенные нагрузки и значительные пассажиропотоки.