ТПУ «Рязанская» — мощный транспортно-пересадочный узел, который свяжет в одном пространстве две линии метро и две железнодорожные ветки. С его открытием улучшится транспортное сообщение на юго-востоке столицы. Эффект почувствуют не только жители ближайших районов — Нижегородского и Лефортово, но и пассажиры из Подмосковья, прибывающие в столицу на электричке.

Специалисты АО «Мосинжпроект» — компании-


генподрядчика и генпроектировщика ТПУ «Рязанская», занимаясь разработкой проекта, предусмотрели в составе ТПУ и возможность удобной пересадки, и благоустройство территории, и создание новых рабочих мест, и появление социально-значимых общественных пространств. В общем, постарались сделать так, чтобы ТПУ подарил пассажирам комфорт, а местным жителям — пользу.

О том, почему необходимо будет перенести платформу Карачарово, появятся ли в составе ТПУ «Рязанская» офисы и гостиницы, и когда планируется начать строительство — в интервью порталу Стройкомплекса рассказал главный архитектор проекта Тимур Башкаев.

— Тимур Истанович, когда говорят о ТПУ, специалисты понимают, о чем идет речь, а обычные горожане — нет. Могли бы Вы объяснить, что же это такое?

— ТПУ необходимы для того, чтобы на единой площадке горожане в комфортных условиях могли пересесть с одного вида транспорта на другой. Например, с метро — на электричку или автобус, и наоборот.

Комплекс может быть холодным (плоскостным) и теплым (капитальным). В первом случае высадка и посадка пассажиров происходит на огороженной площадке с остановочными комплексами.

Другое дело — капитальные ТПУ, где пассажирам не страшны капризы погоды. Вместо того чтобы идти под дождем или снегом по улице, они будут делать переход по крытым пешеходным галереям с эскалаторами. В составе капитальных ТПУ могут появиться также офисы, гостиницы, торговые залы.

— Некоторые считают, при помощи ТПУ в магазины будут заманивать потенциальных клиентов.


Общий вид ТПУ (рисунок)

— Нужно понимать, что все рассчитывается еще на этапе проектирования транспортно-пересадочного узла, магазины не могут появиться спонтанно. Любой из форматов торговли — стрит-ритейл, торговый зал, магазины и молл — должен соотноситься с ожиданиями и потребностями конкретного района, в котором строится ТПУ. Для этого перед началом проекта проводятся маркетинговые исследования и опросы жителей района.

— Каким образом создаются ТПУ? Ведь на территориях возле метро, где они должны появиться, итак плотная городская застройка.

— Транспортно-пересадочные узлы могут расти ввысь и опускаться под землю. Все зависит от пассажиропотока и размера самого комплекса. Если узел небольшой, все умещается на небольшом пятачке. Но есть и исключения. Типичный пример — ТПУ «Рязанская». В этом месте сойдутся Кожуховская линия метро и Второе кольцо столичной подземки, две автомобильные эстакады, железнодорожная платформа Карачарово Горьковского направления и станция Нижегородская на Малом кольце железной дороги. В здании этого ТПУ главный пересадочный уровень будет расположен на минус первом этаже, где разместятся станции метро.


Объекты ТПУ «Рязанская» в разрезе ​

— В транспортно-пересадочном узле «Рязанская» помимо торговой составляющей предусмотрены еще какие-то дополнительные объекты?

— Вместе с транспортной инфраструктурой во всем мире в ТПУ развивают и другие коммерческие направления — размещают офисные и жилые здания. Сам я к идее строительства жилья в составе транспортно-пересадочного узла отношусь настороженно, а вот строительство гостиниц и офисов вполне допускаю. Они могут находиться немного поодаль от ТПУ.

В этом случае многие горожане смогут работать недалеко от транспортно-пересадочного узла в своем спальном районе — им не придется ехать в перегруженный центр города.

В качестве перспективы мы предложили построить на Рязанке торговый центр и офисно-гостиничную башню, площадь которой составит около 60 тысяч квадратных метров. В проекте ТПУ учитываются и замечания горожан, их просьбы. Именно поэтому в составе транспортного узла «Рязанская» предусмотрен многофункциональный центр «Мои документы». В проектах других ТПУ по решению москвичей появляются суды, районные администрации, дома культуры и другие бюджетные или социальные учреждения.


Схема движения пешеходов

— Будет ли удобной пересадка с метро на ж/д платформу Карачарово, которая находится в некотором удалении?

— Станция «Карачарово» переместится непосредственно к Малому кольцу железной дороги и станет единым целым транспортного узла. В настоящее время ведется проектирование новой платформы.

Рассматривается возможность создания на базе платформы Карачарово зонной железнодорожной станции (конечного пункта движения и оборота пригородных поездов), для реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Если такое решение будет принято, то электропоезда по Рязанскому направлению не будут идти в центр до Курского вокзала, а основная масса пассажиров сможет на удалении от центра города пересаживаться на метро.


Схема границ ТПУ

В перспективе Карачарово может стать местом, где сойдутся две линии высокоскоростной железнодорожной магистрали — в направлении до Казани и Адлера.

— Как меняется ситуация в районе с появлением транспортно-пересадочного узла?

— Транспортная доступность части города, где расположен ТПУ, однозначно улучшается. Сейчас в этом районе на Рязанке нет ни метро, ни МКЖД. После того, как туда проведут две линии метрополитена и наземную ветку Малого кольца железной дороги, район изменится до неузнаваемости. Развитие получат офисные, торгово-развлекательные центры, начнет расти стоимость земли и недвижимости.

— На каком этапе находится сейчас проект ТПУ на Рязанке?

— Мы подошли к стадии «П» — проект практически закончен. Скоро нас ждет экспертиза. В 2017 году начнется строительство.

Алена Терновая

stroi.mos.ru