Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала Московской железной дороги

Проектирование: 2005 г.
Строительство: 2006 г.
Заказчик: ОАО «РЖД»
Архитекторы: Горяинов А.В., Башкаев Т.И.
Инженер: Кукаева Л.А.

Целью данного дизайн-проекта является разработка архитектурной концепции реконструкции залов ожидания 1-го и 2-го этажей Ярославского вокзала и создание комфортных пространств для пассажиров, отвечающих современным требованиям и соответствующих высокому архитектурному качеству старого здания Ярославского вокзала.

Существующее положени

Реконструируемые помещения располагаются в новой части Ярославского вокзала, которая первоначально была открытым пространством, куда прибывали поезда, а знаменитая колоннада арх. Кекушева была своеобразным дебаркадером. В 30 годах двор был застроен одним этажом, а в 60-х годах прошлого века была осуществлена нынешняя двухэтажная встройка в характерном тому времени лаконичном стиле. За прошедшие годы безликий интерьер сильно обветшал, при этом был утерян практически весь декор наружных стен старого вокзала, ставших внутренними. Пригородные кассы, смонтированные в два этажа в торце зала ожидания полностью отрезали зал от естественного света. Все это сделало весь интерьер зала ожидания первого этажа серым, унылым и совершенно не отвечающим уровню столичного вокзала — памятнику архитектуры эпохи стиля модерн.

Основные архитектурно-планировочные решения.
1. Отказаться от существующей тенденции превращения всего зала ожидания первого этажа, включая исторические части старого Ярославского вокзала в пространства без определенной стилевой направленности.
2. Для этого необходимо восстановить декор стен старого Ярославского вокзала во всей полноте с проемами и архитектурными деталями. В сочетании с сохранившейся великолепной колоннадой эти стены вернут себе образ Ярославского вокзала, задуманный великими российскими архитекторами эпохи модерна — Кекушевым и Ф. Шехтелем и которому отмечается сто лет в конце этого 2004 года.
3. Как только старая часть вокзала обретет былые черты станет абсолютно ясно, что новую внутреннюю часть ни в коем случае нельзя стилизовать под модерн или вообще оставлять в существующем неопределенном стиле. Поскольку изначально это было открытое пространство, противопоставленное вокзалу, то есть обоснованная возможность решить новую часть в современном ключе на стилевом, световом и цветовом контрасте к старой части.
4. Для современных залов ожидания совершенно необходим естественный свет. Психологический комфорт пассажиров при длительном ожидании сильно зависит от наличия естественного света. Поэтому при проектировании новых залов и реконструкции старых стараются сформировать боковой или верхний естественный свет. В нашем случае очень важно вернуть залу естественный свет путем разбора второго этажа пригородных касс, а в перспективе вообще убрать их, что полностью раскроет зал в сторону главного перрона.
5. Зал ожидания второго этажа имеет великолепное освещение, в том числе верхнее боковое, поэтому еще одним способом увеличить приток естественного света в нижний зал является увеличение площади второго света. Для этого необходимо расширить проем в перекрытии, где располагаются эскалаторы. Эскалаторы заменяются на новые с остекленными боковинами, что придаст интерьеру еще большую легкость и прозрачность. По этой же причине ограждение второго света также выполняются на основе закаленного стекла с легким металлическим обрамлением.
6. При реконструкции вокзала в 60- х годах перекрытие и подвесной потолок зала ожидания неудачно перерезали арки главной колоннады, что очень важно при восстановлении исторического вида вокзала. Поэтому мы предлагаем убрать существующий подвесной потолок и между несущими балками создать новый подвесной потолок изогнутой формы, позволяющий избежать ненужных пересечений.
7. Для максимального уменьшения толщины потолка все искусственное освещение предлагается перенести в напольные декоративные светильники и в обрамление колонн.
Для этого квадратные в сечении колонны обнимаются круговым декором из металла и светопрозрачного пластика, под которым располагаются источники дневного света.
8. Уровень освещенности определяется общей концепцией интерьера. Мягкий свет ламп накаливания — вдоль исторических фасадов и яркий заливающий свет ламп дневного света, имитирующий уличное освещение.
9. Покрытие полов также соотносится с общим решением. В новом зале — полированный гранит светло-серых тонов с крупным рисунком. Вдоль старых фасадов шлифованный гранит нескольких цветов с некрупным геометрическим рисунком.
10. В стенах старого вокзала восстанавливается не только внешний декор но и по возможности исторические проемы окон с деревянной столяркой. Там где этот невозможно по условиям эксплуатации смежных помещений создаются фальш- окна, где вместо стекла используется зеркало или светопрозрачный матовый пластик со встроенными светильниками.
11. Второй этаж имеет все объемно-пространственные характеристики, необходимые для зала ожидания — размер, высота, освещенность. Не имеет противоречий по стилевой направленности, поэтому нет необходимости в кардинальной реконструкции. Достаточно выполнить косметический ремонт с заменой покрытия пола и осветительной арматуры.
Вывод.

Выполнив все вышеперечисленные мероприятия мы получим два современных просторных зала ожидания пассажиров на первом и втором этажах, связанных эскалаторами. Реконструкция первого этажа позволит восстановить первоначальную архитектуру старого здания Ярославского вокзала и органично соединить с ним новую часть решенную в современных материалах. Мы надеемся что созданное единство старого и нового станет основой художественного образа обновленного интерьера Ярославского вокзала и достойным наследником выдающейся архитектуры эпохи модерна.