Архитектурно-градостроительное решение на проектирование и строительство музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)

Проектирование: 2013 г. 
Заказчик: Государственный центр современного искусства
Общая площадь: 1,7 га
Архитекторы: Медведева А.А., Арсеньева Т.Л., Дзампаева А.И., Башкаев А.Т., Маслов С.В., Башкаев Т.И.

Градостроительные решения

Проектируемое здание располагается на мощной градостроительной оси застройки Ходынского поля, поэтому все объемно-планировочные и фасадные решения музея имеют ярко выраженную центральную симметрию.

В качестве главного подъезда и загрузки музейного комплекса предполагаем использовать новую улицу, идущую вдоль участка без изменения трассировки.

Главную общественную площадь перед музеем располагается над новой улицей на отм. +6.00 м, на которую ведет пологий пандус, связывающий Центр с городом и парком.

Одной из важнейших градостроительных задач является минимизирование негативного визуального воздействия огромного торгового центра на парковую зону перед зданием ГЦСИ.

В непосредственной близости от будущего Центра современного искусства находится большое количество зданий, намного превосходящих его по объему и высоте. Только относительно большая длина будущего здания позволит стать ему значимой градостроительной доминантной будущего парка Ходынского поля.

Планировочные решения музейного центра

На первом этаже здания расположены: центр коллекций, творческие резиденции и служебные помещения. Внутри предусмотрена широкая внутренняя улица с возможностью заезда грузовых машин и движения по нему электропогрузчиков.

На втором этаже центра расположено Основное общественное пространство музея со всеми основными и дополнительными функциями.

Над ним в четырех этажах располагаются все выставочные пространства музея. В левом и правом крыльях музея расположены залы постоянной экспозиции различного размера и высоты. Центральная часть музея отведена под временную экспозицию.

Основная концепция Центра современного искусства

Музей современного искусства должен иметь суперпространство для проведения выставок-хитов объемом не менее 100 000 м3.

Для организации самых разных временных выставок музей необходимо обеспечить максимальным количеством экспозиционных залов самого разного размера и высоты.

Кураторам временных выставочных проектов необходимо предоставить максимальные возможности по формированию самых разных сценариев организации выставочного пространства и движения зрителей.

Мы предлагаем выполнить все эти условия в одном пространстве, в самом сердце будущего Центра современного искусства с помощью супертрансформера, позволяющего реализовать самые смелые идеи художников и проекты кураторов временных выставок.

Трансформер

Трансформер размером 70×70м состоит из системы плоских платформ размером 5×5 м., по пять в модуле, каждую из которых можно зафиксировать на одном из четырех уровней музея. Они могут формировать как просторные выставочные залы, так и различные проходы и галереи.

Система вертикальных роллов по четырем сторонам платформы позволяет сформировать выставочные пространства разной степени открытости: от одной экспозиционной плоскости до зала со всеми четырьмя стенами. Они же, выдвинутые на высоту 1,2 м, служат ограждениями платформ.

Система выдвижных зажимов надежно фиксируют платформы к несущим тросам с стройным запасом прочности. Верхняя вытяжная рамка ролла является одновременно поручнем и рейлингом для крепления подвесов картин.

Каждая платформа оснащена небольшим внутренним блоком климат-контроля, выдвижной системой освещения и датчиками комплексной безопасности.

Концепция внешнего образа

Мы предлагаем уйти от традиционного образа музея как глухого статичного объема с экспозицией внутри и перейти к концепции Центра, как динамической проекции музея вовне.

Динамической частью музея является не только главный трансформер в центре здания, но и плоский трансформер по всей длине фасада, состоящий из тех же модулей-платформ, которые позволяют создать цепочки мини-выставочных залов вдоль фасадных галерей.

Дополнительная система светодиодных видео-экранов на модулях фасадного трансформера позволит создать в любом месте главного фасада видеостену любого размера для трансляции музейного видеоконтента вовне.

Прозрачная стена музея, на всю длину участка, с меняющимся фасадом, станет новой градостроительной доминантой Ходынского парка, а современные видеотехнологии сделают его частью музейного пространства Центра современного искусства.