Concept of the airport in Saratov

Проектирование: 2013 г.
Заказчик: ООО «Регион Авиа»
Общая площадь:
Архитекторы: Башкаев А.Т., Торопцева Т.А., Маркова Е.А., Макарова А.И., Маслов С.В., Харьков А.А., Башкаев Т.И.

Концепция нового международного аэропорта в Саратове базируется на принципах «устойчивой архитектуры», согласно которым экономика, общественная среда и экологический фактор рассматриваются единовременно. Устойчивый метод является одним из наиболее современных методов мирового проектирования и выводит архитектурный объект на высочайший общественный и культурный уровень. Так же он позволяет достичь рентабельности и качества архитектурного сооружения и его вписанности в окружающую среду.

Аэропорт является главным транспортным сооружением любого города, его въездными воротами. Мировая практика показывает, что архитектура аэропорта- важнейший фактор в создании нового имиджа всего города. Особенно это важно в тех случаях, когда аэропорт обслуживает международные рейсы и становится первым, что гости из других стран увидят в нашей стране. Задачей данного проекта является создать эффективный, технологичный и недорогой аэропорт.

Вышеприведенные факторы и определили архитектурный образ проекта аэропорта в Саратове. Яркая образность, естественное освещение, логичная схема транзита пассажиров- стали ядром этой идеи:

1. Концепция

Архитектурный облик формируется с помощью многофункциональных пространственных элементов- эко-модулей. Эко-модуль является одновременно и эффективным конструктивным конструктивным решением, позволяющим соединить колонны с перекрытием и конструкцией остекления кровли, и высокотехнологичным объектом со множеством функций, такими как:

  • внутреннее светодиодное освещение аэропорта
  • кондиционирование и климат-контроль
  • встроенная система спринклерного пожаротушения
  • использование солнечных батарей
  • естественное проветривание летом
  • сбор и использование в технических нуждах дождевой воды

Конструкция модуля- сварной каркас, облицованный белыми металлическими панелями. Снизу эко-модуль имеет люк для технического обслуживания. Функции эко-модуля соответствуют высоким стандартам современной мировой строительной и архитектурной практики. Возможность использовать возобновляемые ресурсы солнечной энергии и дождевой воды и функция летнего естественного проветривания связывают здание с его естественной средой и снижают его внешнее энергопотребление. Таким образом достигается энергоэффективность данного архитектурного решения.

2. Конструкция

Конструктивная схема аэропорта остается простой, несмотря на необычный образ перекрытий аэропорта при взгляде изнутри. В плане система представляет собой сетку колонн с шагом 9×18м, позволяющую избежать дорогостоящих большепролетных конструкций. На каждую колонну устанавливается пространственный каркас эко-модуля, состоящий из набора небольших ферм. Для избежания горизонтального смещения и установки остекления все каркасы соединяются друг с другом четырьмя связями в виде стальных балок.

Каждый эко-модуль несет на себе обычную плоскую кровлю по проф.настилу. К геометрическому центру кровли подводится водосток, проходящий сквозь каркас модуля, по спрятанной трубе вдоль колонны- в фильтры-накопители, находящиеся в подвальной части здания.

Горизонтальное остекление кровли опирается на верхний конструктивный элемент каркаса модулей. Он представляет собой балку, приваренную к верхнему поясу ферм. Остекление имеет уклон 10% (5,7'), вода с него сливается на плоскую кровлю эко-модулей. Для всех участков остекления используется один и тот же тип балки малого сечения.

В проекте применяются только проверенные пожароустойчивые материалы (железобетон, сталь, стекло). Состав облицовочных и дополнительных материалов интерьера определится на следующей стадии проектирования.

3. Генплан и развитие

Проект аэровокзала дополнен проектом привокзальной площади, соединяющей аэропорт с железнодорожной станцией. Благодаря дополнительным общественным функциям по бокам (гостиницы, торговые центры), площадь из исключительно транзитного отрезка превращается в участок общественной среды, требующей отдельного архитектурно-планировочного решения.

Такое решение найдено, благодаря сочетанию удобных транзитных линий и открытых рекреационных зон. Площадь превращается в самостоятельный архитектурный объект с зонами отдыха, кафе и детскими площадками. Отдельные участки площади засажены соснами и формируют природные островки перед аэропортом. При всем этом характер формообразования площади непосредственно перекликается с архитектурой аэропорта- площадь подчеркивает и обрамляет его фасад для идущих со станции пассажиров.

Предложенная архитектурная концепция аэропорта и привокзальной площади способствует бесконфликтному развитию как транспортной так и коммерческой инфраструктуры аэропорта.

4. План и структура аэропорта

Планировочная схема претерпела незначительные доработки по сравнению с изначальной схемой. Ее структура была разделена на три основные части: главное осевое транзитное пространство по центру и два трехэтажных блока по бокам, вмещающие в себя коммерческие и технические функции. В поперечном разрезе высота этих блоков существенно ниже высоты кровли над транзитной частью, что позволяет большему количеству света попадать с боков, способствуя лучшему ориентированию пассажира в пространстве.

Принципиальное изменение было внесено в исходную транзитную схему аэропорта. А именно была решена проблема пересечения транзитных потоков прибывающих и вылетающих пассажиров в зоне вестибюля. Для этого два эскалатора помещаются по краям зоны регистрации, и зарегистрировавшиеся пассажиры могут сразу проследовать в зону паспортного контроля, не пересекаясь с выходящими из аэропорта пассажирами.

5. Архитектура

Главным критерием для выявления архитектурного образа аэропорта в Саратове стало желание дать внутреннему пространству как можно больше естественного света. При этом необходимо было минимизировать попадание прямых солнечных лучей, мешающих ориентироваться в пространстве и нагревающих помещение. Эффектным решением стало остекления пространства между эко-модулями. При это большая высота каркаса модуля позволяет оттенить внутреннее пространство, пропуская между внешней обшивкой только узкие полосы света.

Белые объемы эко-модулей, разделенные светом, создадут у пассажиров ощущение легкости и позволят легко ориентироваться в пространстве. Уникальный пространственный опыт, который получит человек, находящийся во внутреннем пространстве аэропорта Саратова, навсегда свяжет появившееся ощущение легкости и открытости с образом города, в который он прилетел или который он покидает.

Таким образом данная концепция будет не только соответствовать требованиям экономической и средовой эффективности, но и станет визитной карточкой города Саратов.