Development of a transport interchange hub at the "Vykhino" platform, Moscow

Проектирование: 2007 г.
Заказчик: ОАО МСС (Межрегиональный Союз Строителей)
Общая площадь: 284 000 кв.м.
Архитекторы: Шишов О.И., Пономаренко М.А., Башкаев Т.И.
Конструктор: Филиппов В.И.

ООО «Архитектурное бюро Т. Башкаева» разработало предпроектные предложения архитектурно-планировочной части градостроительного обоснования объекта: «Реконструкция транспортно-пересадочного узла „Выхино“, путепровода через Рязанское направление МЖД и перехватывающих парковок: Строительство транспортной развязки через Рязанское направление МЖД в створе улиц Вешняковская — Ташкентская».

Основанием для разработки является:

  • Распоряжение Правительства Москвы от 10 июля 2003 г. № 1213-РП «О принятии неотложных мер по нормализации ситуации на транспортно-пересадочном узле «Выхино» (с изменениями на 6 сентября 2005 года).
  • Предпроектные проработки одобрены Общественным Советом при Мэре Москвы (протоколы от 14.12.2007. и 17.12.2008) и Транспортной комиссии г. Москвы (протокол от 04.06.2008).

Проектируемый Транспортно-пересадочный узел располагается вокруг платформы «Выхино» Московской железной дороги и станции метро «Выхино» в Восточной части Москвы на стыке двух административных округов ВАО и ЮВАО.

Зона ТПУ с юга ограничена территорией Университета Управления и ул. Хлобыстова, с севера — жилыми районами и ул. Красный Казанец.

Градостроительная ситуация в районе ТПУ оценивается как очень напряженная. Выхинский узел один из самых загруженных в Москве. Помимо станций метро и железной дороги здесь расположены областной автовокзал, остановки городского общественного транспорта, продовольственный рынок.

Планом развития города здесь предусматривается строительство Рязанского тоннеля под перекрестком с ул. Ташкентская, строительство новой трассы Москва-Ногинск с организацией протяженного тоннеля по ул. Красный Казанец и строительство эстакады соединяющей улицы Ташкентская с ул. Вешняковская.

Развитие транспортной инфраструктуры в данном месте (тоннели, эстакада) значительно ухудшает пешеходную доступность зон общественного транспорта для горожан.

Учитывая это, а также обширные планы строительства жилья в районе Косино, Люберцы (Кожухово, Поля фильтрации) — 6,5 млн. м2, строительство современного транспортно-пересадочного узла совершенно необходимо для эффективной организации транспортных и пешеходный потоков в активной зоне пересадок.

Для этого нами разработана комплексная реконструкция территории вокруг станции и платформы «Выхино» с организацией современного транспортно-пересадочного узла с перехватывающими парковками.

Главной задачей ТПУ является оптимизация пешеходных потоков к зданию ТПУ и исключение пересечений потоков пешеходов с общественным транспортом в самом узле. Для этого создается Основной надземный терминал, в котором организованы все пересадки с одного вида общественного транспорта на другой, а уровень земли освобождается для городского общественного транспорта.

Подземный уровень остается вспомогательным, так как его развитию мешают тоннели и мощные подземные коллектора, идущие вдоль ТПУ.

Обязательной составляющей современного ТПУ являются развитые перехватывающие парковки, которые позволяют ограничить приток личного легкового транспорта в город. В ТПУ «Выхино» предусмотрено 3 надземные парковки и один подземный паркинг, расположенные с обеих сторон ТПУ общей вместимостью 3000 машиномест.

Для обеспечения беспрепятственного въезда в город жителей новостроек (более 150 тыс. человек) необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры пригородного железнодорожного транспорта. Краснопресненская ветка московского метрополитена уже сейчас перегружена в часы пик в 1,83 раза по отношению к максимальной пропускной возможности метрополитена. Что делает невозможным использовать существующую станцию «Выхино» и проектируемую «Жулебино» для вывоза жителей из новых жилых районов. Согласно концепции развития Московского железнодорожного узла от платформы Люберцы до платформы Электрозаводская предусматривается строительство двух дополнительных основных путей железной дороги для организации движения электричек по выделенным путям с высокой частотой к станциям метро, менее загруженным, по сравнению с Выхино (Авиамоторная, Электрозаводская и Комсомольская).
Сеть надземных и подземных пешеходных переходов, обеспечивает беспрепятственный доступ пассажиров из прилегающих жилых районов в терминалы ТПУ.

ТПУ «Выхино» состоит из следующих зданий:

Здание 1 — Основной пересадочный терминал.
Размещается над платформами РЖД и метро между улицами Красный Казанец и Хлобыстова, предусматривает реконструкцию и строительство новых платформ 5-го и 6-го путей Казанского направления Московской железной дороги, а также снос существующего кассового павильона РЖД.
На первом наземном уровне располагаются зоны посадки и высадки пассажиров наземного автомобильного транспорта (рефьюжи).
Второй этаж — терминал для комплексного обслуживания пассажиров городского наземного транспорта. Терминал связан с зоной посадки общественного транспорта лифтами, лестницами и эскалаторами.
Третий этаж — главный пересадочный уровень, включающий в себя кассовые павильоны метро и железной дороги, эскалаторы по которым осуществляется посадка и высадка пассажиров, а также необходимые камуникации для пересадки на все виды транспорта входящие в ТПУ «Выхино».
Под зоной посадки и высадки пассажиров располагается двухуровневый подземный паркинг на 400 машиномест. Заезд в паркинг осуществляется с улицы Хлобыстова.

Здание 2 — терминал № 2 с перехватывающим паркингом.
Объект расположен над проектируемым тоннелем по улице Красный Казанец. Здание имеет 6-этажей. В уровне земли располагается зона посадки и высадки пассажиров наземного общественного транспорта. Доступ пассажиров в терминал осуществляется с помощью эскалаторов лифтов и лестниц.
Над терминалом расположена 5-ти уровневая перехватывающая парковка на 800 машиномест. Обслуживание паркинга осуществляется при помощи двух однопутных рамп с выездом на улицу Красный Казанец.
Для доступа жителей города из прилегающего жилого района запроектированы надземные переходы П1, П3.
Связь терминала здания со Зданием 1 (главным терминалом) осуществляется по двум надземным переходам — П2 и П4, оснащенными траволаторами.
Доступ пассажиров на территорию терминала осуществляется по проектируемому надземному переходу П6.

Конструкции
Основанием здания являются конструктивные элементы тоннеля. Конструктивная схема железобетонный каркас.
По первому этажу шаг колонн определяется несущими конструкциями тоннеля, в уровне терминала размещается распределительная конструкция позволяющая перейти на оптимальный шаг колонн в уровнях парковки.
Второй этаж здания — терминал отапливаемой. С третьего по 6 ой этажи открытая не отапливаемая парковка.

Здание 3 — задерживающий паркинг по ул. Хлобыстова.
Здание имеет 6-этажней. Общая вместимость парковки 800 машиномест. Вся площадь отведена под парковки.
На отметке 0.000 размещены только вертикальные коммуникации: рампы, лифты, лестницы.
Обслуживание паркинга осуществляется при помощи двух однопутных рамп с выездом на улицу Хлобыстова.
Доступ пассажиров в основной терминал осуществляется по проектируемому надземному переходу П8.

Конструкции.
Фундамент паркинга — столбчатый. Каркас здания — колонны и перекрытия запроектированы монолитными железобетонными. Здание без ограждающих конструкций (неотапливаемое).

Здание 4 — задерживающий паркинг и компенсационная автостоянка над ж/д путями.
Здание имеет 4 надземных уровня. Общая вместимость парковки 800 машиномест. Здание перехватывающей парковки располагается на месте сносимых гаражей над вновь проектируемыми 5 и 6 основными путями железной дороги.
Схема трассы 5 и 6 главных путей на участке Москва-Люберцы МЖД № 0976 разработана ОАО «Росжелдорпроект» — филиал «Мосжелдорпроект».
На отметке 0.000 размещены только вертикальные коммуникации: рампы, лифты, лестницы. Обслуживание паркинга осуществляется при помощи двух однопутных рамп с выездом на улицу Красный Казанец.
Доступ пассажиров в главный терминал осуществляется по проектируемому надземному переходу П6.

Конструкции.
Основание — свайное. Конструктивная схема — железобетонный каркас. По первому этажу шаг колонн определяется в соответствии с проектом 5 го и 6 го путей. Над путями (до второго уровня) размещается распределительная конструкция, позволяющая перейти на оптимальный шаг колонн в уровнях парковки.

Парковка открытая, не отапливаемая.