Development of a transport hub at the "Lyubertsy" railway station, Lyubertsy

Проектирование: 2007 г.
Заказчик: ООО «Портхолл»
Общая площадь: 920 000 м.кв.
Архитекторы: Горяинов А.В., Першин П.М., Шишов О.И., Башкаев Т.И.

Цель проекта сформировать в районе платформы Люберцы-1 Казанской железной дороги современный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который обеспечит нормальное функционирование сложного транспортного узла в условиях нарастающих транспортных и пассажирских потоков и задаст направление развития городского общественного центра на прилегающих территориях. Существующая транспортная инфраструктура не обеспечивает необходимого комфорта для жителей г. Люберец и московской области, ни по времени доступа к центральным районам Москвы, ни по качеству обслуживания.

В ближайшие 3−5 лет в непосредственной близости от проектируемого ТПУ появятся жилые районы с населением более 170 тыс. жителей. 30 тысяч из которых станут потребителями транспортной инфраструктуры города Люберцы и его главного ТПУ в районе платформы Люберцы-1.

Основное развитие получают автомобильные дороги, общественный транспорт практически не развивается.

При существующей инфраструктуре общественного транспорта города и положении дел вокруг платформы Люберцы-1 город ожидают колоссальные проблемы с организацией общественного транспорта на въезде в Москву

Необходимо одновременное развитие трех транспортно-пересадочных узлов, расположенных на одном восточном въезде в город:

— ТПУ «Выхино» — платформа «Выхино» — станция метро «Выхино»;

— ТПУ «Косино» — платформа «Косино»;

— ТПУ «Люберцы-1» — платформа Люберцы-1.

Транспортно-пересадочный узел «Люберцы-1»

Для решения задачи организации и оптимизации постоянно растущих транспортных и пешеходных потоков в проектируемом ТПУ формируются два пассажирских терминала на Южной и Северной сторонах привокзальной площади. Они располагаются над автобусными станциями и связаны между собой подземным и надземным пешеходными переходами.

На первом уровне каждого терминала находятся автобусные станции, на втором — зоны ожидания пассажиров с сопутствующим обслуживанием и на третьем уровне располагается торговый центр для транзитных пассажиров.

Второй очередью развития ТПУ - является организация «Северной» и «Южной» привокзальных площадей. После реорганизации привокзальной площади открывается возможность осуществить небольшую, но очень важную Третью очередь развития ТПУ «Люберцы-1», которая предусматривает строительство нового широкого пешеходного моста, который напрямую свяжет два терминала и сделает выходы на платформы еще более комфортными за счет применения легких эскалаторов.

После окончания строительства трех очередей может сложиться впечатление, что программа развития ТПУ «Люберцы-1» выполнена. По нашему мнению это не так. Значение проектируемого транспортно-пересадочного узла для города значительно выше. Он способен решить не только транспортные проблемы города, но и стать ядром будущего общегородского общественного центра стремительно развивающегося города Люберцы. Для этого мы предусматриваем Четвертую очередь строительства — формирование общественного центра, пусть более отдаленную, чем первые три, но не менее значимую для будущего города. Будущий общественный центр разделен на «Северный» и «Южный», каждый из которых состоит из многофункционального торгово-развлекательного комплекса с гипермаркетом, большой открытой парковки или многоэтажного паркинга и общественно-делового центра.

Сейчас ТПУ «Люберцы-1» скрыт от центральной части города рядовой пятиэтажной застройкой низкого качества. Для формирования полноценного городского общественного центра в четвертой очереди развития ТПУ предусматривается полная реконструкция жилого квартала, расположенного между ТПУ и Октябрьским проспектом. Здесь необходимо сформировать современный общественно-деловой центр, состоящий из высотных жилых и офисных зданий с общественной зоной в первых этажах. Перед ним предусмотрена парадная площадь, выходящая на Октябрьский проспект, которая подчеркнет градостроительное значение нового общественного центра города Люберцы.

С одной стороны, новый транспортно-пересадочный узел «Люберцы-1» совершенно необходим городу уже сейчас ввиду его стремительно развития, и он же может стать завтра залогом устойчивого развития города в целом.