Reconstruction of waiting rooms 2, 4 of the Yaroslavsky station of the Moscow railway

Проектирование: 2005 г.
Строительство: 2006 г.
Заказчик: ОАО «РЖД»
Архитекторы: Иорданова В.М., Горяинов А.В., Башкаев Т.И.
Инженер: Кукаева Л.А.

Пространство
Главной задачей реконструкции 2004 г. было пространственное объединение залов ожидания. Для этого в центральной части вокзала был создан просторный атриум, в котором расположились новые эскалаторы. Таким образом, дневной свет снова проник в бывший внутренний двор вокзала с прекрасной колоннадой, откуда, в свою очередь, а стало возможно увидеть парящие оболочки сводов покрытия второго этажа!

Галерея
Второй, не менее важной задачей было воссоздание первоначального облика галереи с колоннадой, созданной выдающимся архитектором русского модерна Львом Николаевичем Кекушевым. Советская реконструкция 40-х годов сильно изменила ее структуру. Пропали 4 колонны из лабрадорита. Осталось — 8. Наглухо заложили кирпичом все арочные проемы в стене вдоль колоннады. Исчезли все светильники Ф.О. Шехтеля. Подвесной потолок зарезал арки. Ничего ценного советская реконструкция здесь не оставила. Поэтому мы приняли решение восстановить исторический облик галереи бывшего дебаркадера Ярославского вокзала.

Воссоздание
Мы нашли 4 пропавшие колонны!, которые, как нас уверяли старожилы вокзала, давно украли и вывезли. Они оказались замурованы в кирпичные стены и чудо их открытия сравнимо с археологическим восторгом первооткрывателя. Они оказались абсолютно целыми, включая хрупкие, сложнейшие волюты в капителях. Мы убедили руководство вокзала заменить необходимую по кассовой технологии глухую стену на стеклянную перегородку с подсветкой, чтобы продлить колоннаду на все галерею.
Вторая находка, сопоставимая с первой, ждала нас после пробного зондажа глухой стены галереи. Мы не просто обнаружили арочные проемы — они оказались не забиты кирпичом, в них полностью сохранилась деревянные рамы эпохи модерна, а местами сохранились и стекла! Столярку пришлось менять — все-таки, век отстояли, но ценность находки трудно переоценить. Исторических фотографий этой столярки не сохранилось, поэтому восстановить ее было бы не возможно. Зато сейчас мы гарантируем подлинность членений и пропорций новых перегородок, один в один повторяющих свой исторический аналог!
Демонтаж плоского подвесного потолка галереи подарил нам очередную радость — подлинный кессонированный потолок сохранил все свои детали, включая места крепления подвесных фонарей. Реставраторы были в восторге — точность воссоздания оформления потолка стала максимальной. Теперь, сделать точные копии фонарей Шехтеля стало для нас особенно важным. Руководство вокзала и Московской железной дороги поддержало нас и по историческим фотографиям вестибюля фонари были воссозданы и заняли свое место под потолком галереи.
Раскопки пола возле колонн показали, что многочисленные подливки пола за 100 лет полностью похоронили базы колонн. Решение понизить существующую отметку пола залов ожидания и галереи на 15 см ради баз было одно из самых трудных, зато пропорции колонн стали более точными.
Благодаря самоотверженному труду специалистов ООО «АБТБ» и «Спецпроектреставрации» историческая галерея Ярославского вокзала предстала в том виде, как ее задумывали великие зодчие начала прошлого века. И мы надеемся, что последующие неизбежные реконструкции вокзала не изменят ее удивительного облика никогда.
Комментарии
1 этаж
На первом этаже мы предлагаем добавить пригородные кассы на фасаде нового корпуса вместо туалетов, которым не место на главном фасаде вокзала.
Несколько пригородных касс, стоящих около турникетов и заужающих основной транзит, мы предлагаем заменить на электронные кассовые автоматы, которые более компактные не мешают проходу пассажиров.
В уровне первого этажа мы предлагаем организовать несколько небольших атриумов, подсвечивающих пешеходный тоннель и зрительно связывающие уровни в единую архитектурную композицию.
В историческом зале мы предлагаем не менять расположение эскалаторной группы, привязанной к существующему атриуму по оси вокзала.
Для сохранения длинной перспективы исторического зала мы предлагаем переместить группу лифтов ближе ко входу вокзал со стороны метро.
Антресоль 1 этажа
Над пригородными кассами мы предлагаем организовать антресольный этаж, открытый в зал, в котором (этаже) располагаются два небольших кафе. На антресоль ведет дополнительная лестница, расположенная на главном фасаде, что позволит лестницу, ведущую на антресоль над турникетами, использовать как служебную без пересечения с пассажирами.
Над кассами дальнего следования мы также предлагаем организовать антресольный этаж, в котором располагаются коммерческие помещения. На антресоль ведет новая лестница, расположенная над существующей лестницей, ведущей в подвал.
2 этаж
На втором этаже мы предлагаем принципиально поменять зонирование зала ожидания. По периметру нового корпуса в светлой зоне расположить места для пассажиров, а в более темную середину зала поместить единым блоком все коммерческие помещения. Что позволит сэкономить на фасадах торговых модулей при их блокировке и улучшить ориентацию пассажиров в зале.
Для сохранения чистоты зонирования зала ожидания этажа мы предлагаем убрать со 2-го нового корпуса все административные помещения и заменить их на коммерческие площади, обслуживающие пассажиров.
Принципиально важно для сохранения исторического облика вокзала не примыкать перекрытиями 2 этажа нового корпуса к существующим историческим фасадам Ярославского вокзала. Для этого мы предлагаем организовать два небольших атриума в местах примыкания нового корпуса к историческому зданию вокзала, что создаст выразительный эффект существования старого вокзала внутри существующего, а также повысит освещенность первого этажа и связность архитектурной среды всего вокзального.
Антресоль 2 этажа
Над коммерческим блоком в зале ожидания 2-го этажа мы предлагаем организовать антресольный этаж, открытый в зал, на котором расположены небольшие кафе.
Рядом с антресольным этажом находятся два декоративных элемента дизайна интерьера с площадками для кафе. Отсюда открывается прекрасный вид на зал ожидания и исторические фасады. Декоративные конструкции пронизывают все уровни вокзала, являются смысловым и цветовым акцентом в архитектурной композиции нового корпуса Ярославского вокзала. Они выполнены из цветного пластика с светящимися элементами, что позволяет использовать их как подсветку нижних уровней и в вечернее время.
Основные принципы проектных решений интерьеров Ярославского вокзала
1. Безусловное уважение к выдающемуся памятнику архитектуры Москвы эпохи Модерна;
2. Увеличение коммерческих площадей;
3. Четкое зонирование внутри вокзала для улучшения внутривокзальной навигации;
4. Создание взаимосвязанной архитектурной композиции интерьерного пространства за счет организации атриумов на разных уровнях.